К чему ведет экономическая политика С. Собянина

Важным политическим событием 2014 года станут выборы в Мосгордуму. 8 июня пройдут «праймериз», организуемые властной элитой. Тактика власти заключается в том, чтобы представить «своих» кандидатов, как «независимых», «самостоятельных», «конструктивно критикующих власть». Как избирателям выявить «оборотней-оппозиционеров» и выбрать «достойного» депутата?

На мой взгляд, для этого москвичам необходимо оценить кандидата по трем критериям:

1. Доступность депутата для общения с жителями города;
2. Незапятнанная репутация политика и прозрачная «историю успеха»;
3. Наличие внятной экономической программы.

 



Важным политическим событием 2014 года станут выборы в Мосгордуму. 8 июня пройдут «праймериз», организуемые властной элитой. Тактика власти заключается в том, чтобы представить «своих» кандидатов, как «независимых», «самостоятельных», «конструктивно критикующих власть». Как избирателям выявить «оборотней-оппозиционеров» и выбрать «достойного» депутата?

На мой взгляд, для этого москвичам необходимо оценить кандидата по трем критериям:

1. Доступность депутата для общения с жителями города;
2. Незапятнанная репутация политика и прозрачная «историю успеха»;
3. Наличие внятной экономической программы.

Такая оценка позволит определить, насколько взгляды кандидата в депутаты отвечают интересам избирателя, а также квалифицированность депутата. Экономическая программа должна отражать планируемую кандидатом и его партией экономическую политику на ближайшие 3-5 лет.

Основа экономической экономической политики – бюджетно-налоговая и структурная политика.

Попробуем охарактеризовать экономическую политику команды С. Собянина, «провластных» кандидатов в депутаты, и ответить на вопрос о том, насколько эта экономическая политика нас устраивает.

Доля расходов на финансирование государственной программы «социальная поддержка жителей города» снизилась с 23,67 % всех расходов на государственные программы Москвы в 2012 году до 21,6% в 2013 г. В 2014 г. долю расходов на социальную поддержку жителей города планируется снизить до 20,46 %.

Доля расходов на госпрограмму «столичное образование» снизилась с 17,21 % в 2012 году до 16,2 % в 2013 году. В 2014 году планируется ее снижение до 15,71%. Самое большое снижение доли расходов произошло по программе «столичное здравоохранение»: с 17,53 % в 2012 г. до 13,3% в 2013 г. В 2014 г. долю расходов на программу здравоохранение планируется снизить до 12,35%. В то же время растет доля расходов на госпрограмму развития транспорта. В 2012 году она составила 18,7%, в 2013 году – 19,9 %, а в 2014 ее планируется довести до 20,71%.

Доля расходов на программу «жилище» выросла с 7,5% в 2012 г. до 7,6 % в 2013 г., а в 2014 г. ее планируется сократить до 7,06%.

В соответствии с уточненным планом исполнения бюджета Москвы на 2014 г., включающего и внепрограммную часть, доля расходов по статье социальная политика в общих расходах бюджета города должна снизиться до 15,8 % по сравнению с 16,64 % в 2012 г.

В 2014 году плановую долю расходов по статье образование планируется снизить до 16,2% с 18,48% в 2012 году.

Также планируется снижение доли расходов на ЖКХ с 16,03% в 2012 г. до 15,37% в 2014 г.

Наиболее существенное снижение доли расходов в общем бюджете Москвы планируется по статье здравоохранение: с 16,73% в 2012 году до 12,38% в 2014 году. В то же время намечен заметный рост доли расходов по статье национальная экономика: с 22,48% в 2012 г. до 24,78% в 2014 г.

Наибольший рост запланирован по статье общегосударственные расходы: с 2,35% в 2012 году до 5,04% в 2014 году.

В дополнение к этому команда С. Собянина увеличивает номенклатуру, объем, цены на услуги, оказываемые государственными и муниципальными предприятиями. С 2012 года массово снесли поставленные на законных основаниях, за официальную плату гаражи москвичей – «ракушки». Новая установка и оформление гаражей стоит дорого и сильно затруднена бюрократическими барьерами. С 2013 г. законодательно ограничен предоставляемый школами бесплатный объем образовательных услуг. Одновременно с этим администрациям школ предоставлено право оказывать школьникам платные образовательные услуги. (Подробно см. http://echo.msk.ru/ blog/aolshtynsky/1209687-echo/).

С 2014 г. введена система платной парковки в пределах Садового кольца. Нельзя не упомянуть про несуразную реорганизацию столичного здравоохранения и образования, связанную с созданием крупных объединений поликлиник и школ. Такая реформа разрушает отработанные механизмы управления в этой сфере, приводит к текучести кадров, ухудшению качества социальных услуг.

Подобная экономическая политика проводится командой С. Собянина в самых сложных условиях с момента кризиса 2008-2009 гг., когда рост ВВП в 2014 году прогнозируется Министром финансов РФ А. Силуановым в 0,5% - 0%.

Экономисты Всемирного Банка прогнозируют спад экономики России в 2014 году в размере 1,8%.

Сделанная В. Путиным ставка на централизованно контролируемые крупные государственные коммерческие структуры и частные отраслевые холдинги работает не эффективно.

В связи с этим особую актуальность приобретают такие драйверы экономического роста, как поддержка малого и среднего предпринимательства, создание комфортной среды для долгосрочных иностранных инвестиций. (Подробно см. http://government.ru/ news/6202).

Про иностранные инвестиции, как драйвере экономического роста, в условиях «предвоенной ситуации» с Украиной, исключением России из G8, действия политических санкций по отношению к России со стороны ведущих стран Запада, можно забыть.

Если говорить о развитии малого бизнеса, то по данным экспертов количество малых предприятий на 100 тысяч жителей в Москве за 2013 год сократилось с 371,3 до 360,0. Такая же тенденция наблюдается и в Московской области. В то же время в Санкт- Петербурге и Ленинградской области, например, наблюдается обратная тенденция - рост количества малых предприятий на 100 тысяч жителей.

Таким образом, главный тренд экономической политики команды С. Собянина - снижение доли социальных расходов при увеличении номенклатуры, объема и стоимости платных услуг населению, оказываемых государственными и муниципальными предприятиями.

Нетрудно предвидеть, что такая экономическая политика на фоне экономической стагнации, которая «хуже кризиса», неизбежно приведет к недовольству населения, усилению социальной напряженности и потребует ужесточения политической диктатуры. Главный вопрос в том, какие формы сопротивления такой антисоциальной политике выберут народные массы, средний класс, политические лидеры?